Фэндом

Вукипедия

Дроид

16 894статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение6 Поделиться
 
A long time ago.jpg
Давным-давно в далёкой-далёкой галактике…
«Полёты — это для дроидов».
Оби-Ван Кеноби (источник)

Дроид являлся роботом — механическим существом, часто снабженным искусственным разумом. Дроиды использовались в различных областях, обычно малопрестижных или опасных для людей и других разумных существ. Они также применялись в областях, требовавших исключительно специализации и обширных знаний, например, в медицине и астромеханике.

В зависимости от модели и предназначения дроиды могли быть абсолютно покорными, исключительно прочными или крайне дешёвыми, обладать возможностью быстрого поиска информации или производить точные расчеты. Эти характеристики делали их пригодными для широкого спектра задач, хотя более дешевые модели отличались менее развитым интеллектом, ограничивавшим их способности. Недостаточная автономность одновременно являлась сильным преимуществом и вопиющим недостатком: преимущество — в возможности контроля, недостаток — в огромном снижении эффективности. Перед конструкторами встала непреодолимая дилемма: слишком разумный дроид мог восстать против хозяина, а дроид с недостаточно сложным интеллектом был бы малополезен.

Обычно наименования дроидов состояли из букв и цифр.

Определение

«Механическая и/или электронная конструкция, созданная для содействия органическим формам жизни».
Cybot Galactica Design Team Operations Manual (источник)

Слова «дроид» и «робот» по сути означали одно и то же. Однако официальное определение слова «дроид» было следующее: "механическое существо, обладающее сознанием и отличающееся от компьютера способностью свободно перемещаться".

Классы дроидов

«Ну, если бы дроиды могли думать, нас бы здесь не было».
Оби-Ван Кеноби (источник)

Модели дроидов делились на пять основных классов или уровней в зависимости от их творческих способностей, интеллекта и способности к независимому мышлению.

  • Первый класс: дроиды, способные к сложному, творческому мышлению. Дроиды данного класса обычно использовались в математике, физике и медицине. Сюда же можно было отнести некоторые наиболее сложные модели дроидов-убийц. Некоторые исключительные прототипы или дроиды, сбежавшие от хозяев, также могли быть отнесены к первому классу. Имевшие обширные медицинские знания, дроиды-дознаватели (пыточные дроиды) также попадали в эту категорию.
  • Второй класс: дроиды, использовавшиеся в технических областях. К ним относились астромеханики, разведывательные дроиды и дроиды-пилоты.
  • Третий класс: социальные дроиды, использовавшиеся в образовательных, информационных и дипломатических целях, например протокольные дроиды.
  • Четвертый класс: дроиды служб безопасности и военные дроиды. Имели возможность нанести вред разумным существам, из-за чего находились под строгим контролем.
  • Пятый класс: дроиды для черной работы, запрограммированные на выполнение рутинных, не требующих особого интеллекта операций: горнодобыча, уборка мусора, сбор утиля и т. п.

Типы дроидов

IG-88.jpg

IG-88, дроид-убийца и охотник за головами.

Дроиды разделялись по функциям, хотя границы обязанностей часто были размыты. Многие дроиды, как например в серии BD-3000, выполняли различную работу, что создавало трудности при их классификации. Другие дроиды, особенно не имевшие аналогов, обладали набором уникальных характеристик, что делало их классификацию невозможной. Некоторые дроиды получали новые обязанности при смене владельца, иногда несколько раз в течение срока существования. Учитывая вышеизложенное, дроиды были отнесены к различным группам в соответствии с заводскими установками.

Дроиды-убийцы

Blue Glass Arrow.svg Основная статья: Дроид-убийца

Эти дроиды использовались для уничтожения заданной жертвы, часто слишком хорошо охраняемой, чтобы сделать это другими способами. Таких дроидов, как правило, выпускали охотники за головами, задание обычно заканчивалось уничтожением и самого дроида. Кроме этого, дроид мог быть запрограммирован на большую точность, что не всегда было доступно даже лучшему снайперу из разумной расы. Не все дроиды-убийцы использовали обычное оружие, но некоторые модели, как например ASN-121, могли носить разное вооружение и датчики, позволявшие выбирать различную тактику начиная от прямой атаки и заканчивая тайным проникновением. Из-за высоких требований к интеллекту и самостоятельности таких дроидов, известны случаи их отказа подчиняться хозяину, хотя такое случалось нечасто.

Известные дроиды-убийцы

R2d2.jpg

R2-D2, дроид астромеханик серии R2.

Дроиды-астромеханики

Blue Glass Arrow.svg Основная статья: Дроид-астромеханик

В звездных кораблях использовались дроиды-астромеханики, выполнявшие различные задачи: гиперпространственная навигация, контроль систем корабля, ремонт оборудования и хранение данных. В этих дроидов была заложена подробная база данных звездных систем и гиперпространственных координат, необходимых для сверхсветовых перелетов. Астромеханики также использовались в некоторых моделях звёздных истребителей, обычно оборудованных гиперприводом. Их роль в этом случае оставалась той же с некоторым дополнением: дроид обеспечивал работу бортового компьютера и помогал пилоту при навигации, ремонте и взаимодействии с машиной. Более сложные астромеханики часто были способны сами вести корабль, сводя на нет разницу между астромехаником и пилотом. Некоторые астромеханики, включая серию R2, помимо навигации и ремонта, были снабжены дополнительным набором функций, позволявшим им быть полезными почти в любых ситуациях. Из-за расширенных возможностей в технической области эти дроиды не были оборудованы голосовым интерфейсом, а общались с помощью языка свистков и трелей, известного как двоичный. Кроме заводских настроек, эти дроиды могли оборудоваться дополнительными датчиками, инструментами и программами, а также позволяли вносить изменения непосредственно в конструкцию.

Известные дроиды-астромеханики

T3-m443.jpg

T3-M4, дроид астромеханик времён старой республики.

Боевые дроиды

Blue Glass Arrow.svg Основная статья: Боевой дроид
«Дроиды не возражают и не обсуждают приказы, они не протестуют, если ты посылаешь их на убой.»
Рун Хаако
«Дроиды не паникуют, а противник ещё не закрепился.»
Порс Тониз (источник)

Чаще всего дроиды использовались в сражениях, где имели ряд преимуществ перед живыми бойцами. Дроиды были способны нести тяжелое вооружение и средства защиты, быстро передвигаться, не испытывая усталости, мгновенно анализировать цель и вычислять траекторию зарядов. Кроме того, жизненно важные системы дроидов можно было располагать внутри их тела, защищая броней и многократно резервируя. Дроиды были готовы исполнять приказы буквально, соглашаясь рискнуть там, где ни одно живое существо не сможет сохранить хладнокровие. Самое главное, потеря дроида была малозначительна, в отличие от потери живого солдата: затраты времени и энергии на производство дроида составляли лишь крошечную часть того, что требуется для тренировки солдата. С помощью автоматических линий, таких как на Джеонозисе, тысячи дроидов можно было создать за считанные часы. По этим причинам дроиды активно использовались в войнах, в том числе Конфедерацией независимых систем.

MagnaGuard TCW.jpg

МагнаСтраж готов к бою.

Но несмотря на многочисленные достоинства у боевых дроидов имелись существенные недостатки. Самый важный, связанный с необходимостью исключить любую возможность восстания против хозяев, — низкий уровень искусственного интеллекта. Примером может служить дроид B-1, который был пригоден разве что в качестве пушечного мяса. Также многие дроиды (хотя и не все) не имели гибкости в обращении с различными предметами, какой обладали живые существа, из-за недостаточной ловкости кистей и пальцев.

Известные модели боевых дроидов

Пыточные дроиды

Blue Glass Arrow.svg Основная статья: Дроид-дознаватель
Blue Glass Arrow.svg Основная статья: Пыточный дроид

Другим использованием дроидов был допрос пленников и, при необходимости, применением к ним пыток. Использование дроидов вместо живых существ имел несколько преимуществ: бездушная машина вселяла в допрашиваемых страх, заставляя охотнее идти на сотрудничество; дроиды обеспечивали точное медицинское обследование пленника, определение его возможностей переносить боль и правдивости показаний — всё это давало высокую эффективность использования сывороток и других средств воздействия. Кроме того, допрашиваемый часто направлял свою злость против мучающей его машины, а не против её хозяина. Часто после дроида приходил «дружелюбный» ученый, выказывавший своё расположение и предлагавший дружеские отношения. Наладив их, удавалось получить секретные сведения без принуждения и, часто неэффективного, насилия.

Известные пыточные дроиды

Медицинские дроиды

Blue Glass Arrow.svg Основная статья: Медицинский дроид
2-1B.jpg

Дроид-хирург 2-1B.

Дроиды также использовались в медицине. Они превосходили живых существ большим объемом сведений и ничего не забывали, что делало их весьма ценными. Меддроиды, как их кратко называли, в дополнение к исчерпывающим данным по болезням, ранениям и недомоганиям могли запоминать информацию о сотнях пациентов. С помощью базы знаний и датчиков медицинские дроиды могли проанализировать ранение или симптомы болезни и автоматически определить их тяжесть, назначить лекарства и указать побочные эффекты. Отсутствие эмоций у таких дроидов одновременно было преимуществом и недостатком: чувства не мешали выполнению задачи, но пациент ощущал безразличие к нему со стороны машины.

Эти дроиды могли также сами проводить процедуры и операции, используя встроенные инструменты. Насадки на манипуляторы часто легко менялись, что позволяло быстро переключаться с одной области на другую (например, с нейрохирургии на педиатрию). Из-за высокой стоимости сложных меддроидов некоторые серии (например, DD-13 или FX-7) имели упрощенную конструкцию и часто использовались как ассистенты. Они обладали самостоятельной функциональностью, но разрабатывались для работы совместно с более сложными моделями меддроидов.

Известные медицинские дроиды

Дроиды-пилоты

Blue Glass Arrow.svg Основная статья: Дроид-пилот

Дроиды также использовались в качестве пилотов, как прямо, так и косвенно. Некоторые управляли кораблем при полете в атмосфере планеты, другие использовались для навигации в межзвездном пространстве. Дроиды отлично подходили для этих целей по нескольким причинам: в них можно ввести подробный чертеж звездолета, они не паниковали под вражеским огнем, они могли летать в плотным порядком и атаковать цели с высокой точностью, благодаря интеграции с бортовым компьютером они могли определять поломки и исправлять их более эффективно, чем живые существа. Дроидам-пилотам не нужны были спасательные капсулы или другие системы жизнеобеспечения, что снижало стоимость и сложность корабля, на котором они летали.

Известные дроиды-пилоты

Протокольные дроиды

Blue Glass Arrow.svg Основная статья: Протокольный дроид
Ц-3ПО.jpg

Протокольный дроид C-3PO

Дроиды, использовавшиеся для ведения переговоров и перевода с различных языков, назывались протокольными. Как и в медицинских дроидов, в протокольных дроидов была заложена обширная база данных, содержаdiая сведения о тысячах различных языков и диалектов. Протокольные дроиды были снабжены микрофонами, позволявшими воспринимать звуковую информацию, и процессором для её обработки. Из-за длительного пребывания рядом с живыми существами в протокольных дроидов встраивали сложную матрицу личности, наделяющую дроида уникальным характером и поведением с помощью метапрограммирования.

Известные протокольные дроиды

Разведывательные дроиды

Blue Glass Arrow.svg Основная статья: Разведывательный дроид
Dark Eye Maul.jpg

Дарт Мол со своим разведывательным дроидом «Тёмный глаз».

Дроиды использовались для изучения неизвестных планет и разведки. Такие модели представляли собой дешевую, но эффективную мобильную платформу, снабженную множеством датчиков. Разведывательные дроиды, часто запускаемые на задание тысячами штук, использовавшие одноразовый двигатель, позволяющий достичь заданного района. По прибытии эти дроиды изучали местность мощными массивами датчиков и отправляли данные хозяину. Такие дроиды использовались в различных областях: военной разведке, исследовании дальнего космоса и геологоразведке (обычно в астероидных полях). Некоторые модели работали в атмосфере, используя репульсорный подъемник для регулирования высоты полета. Большинство разведывательных дроидов несли сходную нагрузку: мультидиапазонный видеосенсор, детектор магнитных полей, термограф и систему связи. В некоторые модели встраивалось оружие, например, бластер. Иногда имелся отсек для размещения различного дополнительного оборудования. Также в некоторых дроидах был предусмотрен механизм самоуничтожения для предотвращения захвата. Из-за четко определенной роли и необходимости снизить стоимость разведывательные дроиды были снабжены простым искусственным интеллектом. Из-за этого они были лишены достаточной гибкости, что приводило к системным ошибкам в обстоятельствах, не предусмотренных программой. Несмотря на этот недостаток, в своей области применения разведывательные дроиды были крайне эффективны: богатый набор датчиков при низкой стоимости, работа в любых климатических условиях, стойкость к радиации и враждебной среде.

Известные модели разведывательных дроидов

Прочие дроиды

Кроме основных типов дроидов, существовало великое множество других, более специализированных:

Юридический статус

R2-D2 NEGTC 2.jpg

Джавы часто ищут и ловят дроидов для последующей перепродажи.

«Дроиды? Что такое „дроиды“?»
Голограмма Алби Дево. (источник)

Дроиды обычно рассматривались как вещь, собственность. Иногда наиболее развитые дроиды получали пропорционально большее уважение. Некоторые считали положение дроидов рабством. Споры не утихали, в том числе из-за сложности определения уровня искусственного интеллекта дроидов, по которому можно было бы признать дроидов по-настоящему разумными. Хотя уравнивание дроидов в правах с живыми существами являлось радикальным предложением, многие протестовали против стирания памяти у любых дроидов, кроме наиболее простых.

На Набу высокоинтеллектуальные дроиды считались равными представителям разумных рас. Во времена Галактической Империи законов, защищавших дроидов, не было, и те, кто оказывал им уважение, считались чудаками. Во время Войны с юужань-вонгами (2530 ПБЯ) дроиды уничтожались захватчиками, ненавидевшими технику.

Империо Баобаб и языки дроидов

Отцом современных языков дроидов считался Империо Баобаб. В 200 ДБЯ созданный им язык Баб-Прайм совершил революцию в производстве дроидов. Ниже приведен краткий хронологический список языков дроидов:

Следует заметить, что Баб-Прайм также стал, хотя бы частично, причиной развития личности дроидов, если они не подвергались частому стиранию памяти. Незадачливый работник Торгового флота Баобаба, пытаясь создать новый алгоритм Баб-Прайм, на самом деле создал вирус личности, стремительно распространившийся по Галактике. Это обострило уже существовавшую проблему, и стирание памяти стало обычной процедурой.

За кулисами

  • Права дроидов – частый повод для жарких споров среди фанатов.
  • В одном из документальных фильмов Джордж Лукас заявил, что у C-3PO – и, как следствие, у всех дроидов – нет души.
  • В ранних материалах Расширенной Вселенной слово «дроид» писалось с апострофом («'дроид»), как сокращение от «андроид».

Торговая марка

  • Термин «дроид» является торговой маркой, права на которую принадлежат Джорджу Лукасу. Игра BattleTech изначально была выпущена под названием BattleDroids, но по требованию «Lucasfilm» её переименовали.
  • Фильм студии «Pixar Animation Studios» «The Incredibles» (2004) содержит ссылку на дроидов в виде оружия массового уничтожения, Омнидроида; по-видимому, без связи с этим случаем в игре Star Wars Galaxies появляется дроид-убийца с тем же именем. В титрах фильма есть благодарность «Lucasfilm».

Появления

Ico photo.png В Вукипедии есть коллекция изображений, связанных с дроидами.

Источники

Смотри также

Внешние ссылки

Также на Фэндоме

Случайная вики