ФЭНДОМ

Эта статья про книгу Мэтью Стовера. Возможно, вы ищете другие работы, связанные с «Местью ситхов».

«Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов» (англ. Star Wars Episode III: Revenge of the Sith) — роман, написанный Мэтью Стовером. Опубликован в апреле 2005 года на английском языке издательством Del Rey и на русском языке издательством Эксмо. Сюжет романа базируется на сценарии одноимённого фильма. Существует аудиоверсия на английском языке.

Содержание книги почти полностью соответствует содержанию фильма, однако в романе есть несколько сцен, не вошедших в фильм (например, появление командира крейсера «Честность» Лорта Ниды во время битвы за Корусант), и нет некоторых эпизодов из фильма (например, битвы за Кашиик). В романе присутствуют все вырезанные сцены из фильма, касающиеся основателей Альянса повстанцев, кроме того, в нём часто упоминаются события предыдущей книги, «Лабиринта зла», что необычно для новеллизаций.

ИзданияПравить

В РоссииПравить

В АмерикеПравить

В других странахПравить

Аннотация Править

Эта история случилась давным-давно в далекой Галактике. Она давно завершилась. И уже ничего не изменишь.

Это повесть о любви и потерях, братстве и предательстве, отваге и самопожертвовании. И о смерти мечты. Это рассказ о размытой границе между добром и злом. Об окончании века.

Странные они, эти истории… Хотя все случилось давным-давно и так далеко отсюда, что никакими словами не опишешь затраченные время и расстояние, действие происходит сейчас. Сегодня. Все происходит, пока вы читаете эти слова. Звездные армады встречаются в открытом пространстве, пылают города на планетах Галактики. Мир ищет новой стабильности… А дитя-предназначение, найденное много лет назад рыцарем-джедаем Квай-Гон Джинном на планете Татуин, вступает в силу...

Так завершается двадцать пятое тысячелетие. Коррупция и предательство погребают тысячи лет мира и покоя. Погибает не только Республика, ночь ниспадает на весь цивилизованный мир. Таковы сумерки джедаев.

Финал начинается сегодня. Решается судьба мира. Энакин Скайуокер и Оби-Ван Кеноби, сенатор Падме Амидала и магистр Йода, генерал-киборг Гривус и повелитель тьмы Дарт Сидиус, C-3PO и R2-D2, магистр Мейс Винду и клон Коди, глава Торговой Федерации Нут Гунрей и граф Дуку — в самый сложный момент истории Галактики: старая Республика гибнет и уже начинается восход новой Империи. Лучшие пилоты, полководцы, джедаи в третьем эпизоде легендарных Звёздных войн!

Значительные расхождения между фильмом и романомПравить

Битва за КорусантПравить

В книге эпизод битвы расширен, подробно описаны манёвры истребителей, например, «скользящие челюсти». Базз-дроиды наносят истребителю Оби-Вана более тяжёлые повреждения, его корабль теряет маневренность. Кроме того, дроид-астромеханик Оби-Вана, R4-P17, ошибочно указан как мужчина, хотя, как известно, дроид имел женскую программу.

Дуэль с графом ДукуПравить

Dookuepisodeiii

Дуэль с графом Дуку.

В то время как в фильме дуэль Энакина и Оби-Вана против графа Дуку показана относительно коротко, в новеллизации это самый длинный отрывок. Добавлены некоторые элементы ведения боя Дуку: используя силу, граф бросает в джедаев стулья и столы.

Перед дуэлью описан разговор Дуку с Палпатином, в котором раскрывается план последнего использовать графа как приманку для Энакина, кандидата в ученики Сидиуса. Палпатин объясняет Дуку, что необходимо убить Оби-Вана и тем самым заставить Энакина сдаться. Это первая сцена в новеллизации, подтверждающая, что Дарт Сидиус и Палпатин – одно лицо.

В романе Дуку изображён очевидно побеждённым джедаями, Оби-Ван и Энакин по своей мощи приравниваются к графу. Он паникует и тратит большую часть своей энергии сражаясь ещё с Оби-Ваном, прежде чем погибнуть от руки Энакина. Оказавшись обезоруженным и услышав, как Палпатин подбивает Энакина убить противника, Дуку понимает, что стал приманкой и никогда не обладал истинными полномочиями ситха. Последняя мысль, промелькнувшая в его голове: "путь ситхов – предательство."

Энакин гораздо дольше, чем в фильме, испытывает чувство вины после убийства Дуку.

Энакин и его световой мечПравить

Когда Энакин несёт Оби-Вана на своём плече, его световой меч проваливается в шахту турболифта. Позже Гривус отправляет за ним своих телохранителей.

Энакин и ПадмеПравить

В новеллизации отношения пары показаны более трагично. Сцена, в которой Падме говорит Энакину о своей беременности, расширена:

Сегодня здесь, в коридоре здания Сената, она расскажет ему о подарке, который они подарили друг другу – дар радости и ужаса. Этот подарок – лезвие ножа, отрезавшего прошлое от будущего.

В книгу также включена сцена, в которой Энакин и Падме обсуждают пол своего будущего ребёнка, предполагая, что у них будет один ребёнок. Энакин уверен, что родится девочка, поскольку ребёнок крепко толкается, в то время как материнский инстинкт подсказывает Падме, что она носит мальчика. И хотя данный эпизод никак не влияет на путь Скайуокера к тёмной стороне она подчёркивает его любовь и преданность своей семье и даёт понять, что он будет способен проявлять к ним заботу, даже когда станет лордом ситхов.

В книге развит мотив страха Энакина за жизнь Падме, усиливающего его желание стать мастером-джедаем и получить достум к ресурсам, которые могут дать возможность больше узнать о ситхах. Его разочарование из-за промедлений в повышении непосредственно связано с беспокойством из-за видений.

В сюжете используется черновой вариант сценария, в котором Энакин испытывает чувство ревности к Оби-Вану, подозревая возможность его связи с Падме. Палпатин подпитывает эти опасения, разрушая пару и приближая Скайуокера к тёмной стороне.

C-3POПравить

В книге представлено больше размышлений C-3PO относительно происходящего. Включена сцена, в которой 3PO пропускает Оби-Вана в комнату Падме, но при этом с подозрением относится к джедаю. Расширен его диалог с R2-D2 перед полётом Энакина на Мустафар. Решение Бейла Престора Органы стереть C-3PO память даётся в новом контексте — его причиной становится неспособность дроида сохранить в тайне секретную информацию (в данном случае о происходении близнецов Скайуокеров), в отличие от R2-D2.

Генерал ГривусПравить

В книге нет упоминания о болезненном кашле Гривуса, и вообще он описан как практически непобедимый персонаж. Кроме того, в романе указано, что он неспособен смеяться, притом что в фильме его смех звучал. Однако он испытывает опасения при встрече с Энакином и Оби-Ваном, осознавая, что они сильнее любого из джедаев, когда-либо встававших на его пути. Сражаясь с Гривусом на посадочной площадке, Оби-Вану удаётся серьёзно повредить его конечости, просто используя Силу, в то время как в фильме подобные попытки оборачивались против джедая.

Также в романе Гривус обнаруживает свои эмоции по отношению к неймодианцам. Они довольно быстро выводят его из себя, генерал постоянно испытывает желание размозжить им черепа. Только Нут Ганрей и Рун Хаако защищены от его гнева влиянием Дарта Сидиуса.

Неймодианцы на флагмане генерала ГривусаПравить

Генерал Гривус убивает почти всех неймодианцев на борту флагмана сепаратистов, либо просто разозлившись на них, либо после того, как они провалили поставленные перед ними задаия. Пострадал, предположительно, Лашрос Дофайн, хотя ни один из этих неймодианцев не назван по имени. Те, кто не был убит Гривусом, случайно пострадали от бластеров дроидеков, направленных на Энакина и Оби-Вана. Это противоречит сцене из фильма на мостике, в которой Гривус, прежде чем покинуть судно, приказывает экипажу сохранять корабль на орбите; во время крушения флагмана видно, как живые и невредимые неймодианцы убегают с мостика.

Совет джедаевПравить

В новеллизации подробно описано принятие решения Совета джедаев попросить Энакина шпионить за Палпатином, в то время как в фильме оно только кратко упомянуто. Оби-Ван не поддерживает эту идею, потому что слишком хорошо знает Энакина: во-первых, невозможно рассчитывать, что он беспрекословно выполнит приказ; во-вторых, Скайуокер не умеет скрывать свои эмоции (одна из причин, по которой ему не дали звание магистра); в-третьих, в нём нет ни капли лжи, он не станет рисковать своей дружбой с Палпатином, длившейся не протяжении нескольких лет, ведь Верховный канцлер может оказаться и невинным. Тем не менее, доводы Оби-Вана не повлияли на решение Совета, и он согласился исполнить общую волю. Сцена намекает, что помимо заботы о благе Республики, у Совета джедаев есть скрытые мотивы использовать Энакина в качестве шпиона. К примеру, Мейс Винду заявляет, что всё, что может отдалить друг от друга Скайуокера и Верховного канцлера, стоит усилий.

Отправление совета сепаратистовПравить

В фильме Оби-Ван подслушивает, как Гривус сообщает совету сепаратистов об их новом убежище на Мустафаре, куда они впоследствии и направляются. В книге это происходит до прибытия Кеноби на Утапау.

Кроме того, Нут Ганрей остаётся на несколько минут, чтобы обсудить безопасность совет и финансовые проблемы лидеров Конфедерации. Сразу этого Гривус докладывает обстановку Сидиусу, как и в фильме.

Битва за КашиикПравить

Битва за Кашиик в романе не описана. Луминара Ундули, Квинлан Вос, Чубакка, Тарффул и коммандер Гри не упоминаются. В книге объясняется причина, по которой Йода отправляется на Кашиик: так он надеялся выманить Дарта Сидиуса из укрытия.

Палпатин проверяет жажду ЭнакинаПравить

Палпатин спрашивает у Энакина, чего он хочет. Энакин сперва предполагает, что канцлер играет с ним, как с ребёнком. Он просит спидер, чтобы проверить серьёзность вопроса Палпатина. Тот спрашивает, все ли это желания Скайуокера, и планка его желаний поднимается до Кореллии. Сидиус спрашивает, только ли планету он хочет, или всю систему. Энакин отвечает, что систему. Смысл "игры" Палпатина заключается в том, чтобы убедить Энакина, что джедаи сдерживают его желания, в то время как ситхи сосредоточиваются на самих себе. Кроме того, Палпатин иллюстрирует, на что он готов пойти ради своего будущего ученика.

Арест канцлераПравить

В новеллизации, узнав правду личности Палпатина, Мейс Винду сообщает обо всём Йоде, чтобы согласовать решение о дальнейших действиях с гранд-мастером Ордена джедаев.

Sidiouslightsaberside

Световой меч Дарта Сидиуса.

В романе указано, что Сидиус мог почувствовать приближение четырёх мастеров-джедаев, а также эмоциональное смятение Энакина Скайуокера, ожидавшего в зале Совета. Описаны приготовления Палпатина к предстоящему поединку, в том числе подготовка аудиозаписи.

Джедаи загоняют в угол тёмного лорда, не давая ему сбежать. Сидиус действует мгновенно. Он обманывает и застаёт врасплох Сэси Тийна и отрубает ему голову. Затем меч Сидиуса пронзает голову Агена Колара. В фильме Колар погибает первым (фактически, он становится первой жертвой великой чистки джедаев), затем Тийн. При этом Тийн не обезглавлен, а Колар пронзён в грудь. Винду и Фисто выживают и предпринимают последнюю попытку заставить канцлера отказаться от власти.

Энакин Скайуокер, осознав происходящее, рвется к кабинету канцлера. Шаак Ти пытается удержать его, но Энакин грубо отвергает приказания мастера-джедая.

Vaapad

Дуэль с канцлером.

Когда Энакин прибывает, он становится свидетелем битвы Мейса Винду и Кита Фисто против Сидиуса. Наблюдая через окно, он не может определить стороны в бою, ему видны только световые мечи. Вскоре Кит Фисто становится обезглавлен. Когда гаснет зелёный свет его меча, Скайуокер разбивает окно и пробирается в кабинет Палпатина. Там он находит труп Колара и отрубленные головы Тийна и Фисто (который в фильме также погиб от простого удара мечом). Энакин некоторое время наблюдает ход поединка Винду и Сидиуса, в то время как в фильме он видит Палпатина уже побеждённым.

В книге Мейс не наносит Сидиусу удар в челюсть, зато вместо того, чтобы просто выбить оружие из рук противника, он разрубает меч канцлера надвое. Стоит отметить, что это было практически невозможно, потому что меч Палпатина был изготовлен из сплава фрика.

Когда Мейс держит Сидиуса на кончике своего лезвия, он объясняет, почему ситхи всегда проигрывают: их побеждает собственный страх. Палпатин отвечает на это: "Дурак! С чего ты взял, что ощущаешь мой страх?". В фильме же он произносит "Нет! Нет!! Нет!!! Ты умрёшь!!!" и поражает мастера-джедая молнией силы.

Во время битвы Мейс осознаёт, что целью Сидиуса является Энакин Скайуокер. Он почувствовал, что Палпатин не боится Энакина и не сделает ни шага, чтобы защитить себя.

Перед смертью Мейс шокирован осознанием неучтённого факта: он рассчитал, что Энакин был уязвимой точкой Палпатина, но не взял в расчёт уязвимую точку самого Энакина — желание любой ценой спасти жену.

Приказ 66Править

Приказ 66 описан в нескольких коротких предложениях, отсутствуют упоминания о конкретных убитых джедаях, не указаны ни имена, ни номера клонов-коммандеров, выполнявших приказ. Только сцена с Оби-Ваном и «Коди» изображена по аналогии с фильмом, за небольшим исключением: его атакует не один AT-TE. Случай с Йодой не описан, гранд-мастер Ордена джедаев показан уже встречающим Оби-Вана на борту «Тантива IV».

Flaming Temple

Нападение на храм джедаев.

Когда Дарт Вейдер прибывает в храм джедаев с 501-м легионом, описано, как он убивает нескольких джедаев, включая мастера Джурокка.

В книге Метью Стовер называет сражения войн клонов "идеальной джедайской ловушкой". Это сочетание используется, когда Оби-Ван отправляется на Утапау.

Возвращение в храм джедаевПравить

В романе точнее описаны действия Йоды и Оби-Вана в храме. Упоминается, что Цин Драллиг учил Кеноби фехтованию; джедаи находят на земле его труп. Оби-Ван удручён поступком Энакина, он не верит, что его падаван мог совершить такое зло, но вынужден смириться, ведь джедаи не должны привязываться к кому-либо.

Уничтожение совета сепаратистовПравить

Миссия на Мустафаре описана в романе иначе, чем показана в фильме. В кинематографической версии Нут Ганрей встречает Дарта Вейдера перед началом резни. В новеллизации навстречу Энакину выходит Сэн Хилл, который тут же погибает, пронзённый световым мечом. Кроме того все изображённые в романе сепаратисты перед смертью что-либо говорят (за исключением Поггля Меньшего, который молчит вследствие языкового барьера), в фильме же слова произносит только Ганрей.

Лидеры сепаратистов умирают в следующем порядке: Сэн Хилл, Поггль Меньший, Шу Май, Уот Тамбор, Руне Хаако и, наконец, взмолившийся о пощаде Нут Ганрей. Гибель Пассела Ардженте и По Нудо не показана в романе. В книге не упомянут ни один из помощников Руне Хаако, ни слова не сказано и о сенаторе Тиккесе. Энакин наслаждается убийством и смакует момент смерти каждого лидера сепаратистов, в то время как в фильме он сдержан и холоден.

Поединок императора и ЙодыПравить

Clash of Titans

Из романа становится ясно, что Сидиус действительно превосходит Йоду по мастерству в поединке на световых мечах. Йода понимает, что Орден джедаев совершил ошибку, сосредоточившись на борьбе против ситха старой эпохи, забыв об эволюции ситхов со времён Дарта Бэйна.

В книге Йода вошёл к канцлеру с другого направления, и королевские гвардейцы не пытались остановить его. Мас Амедда покидает зал до начала дуэли.

Йодабьет

В романе Палпатин радуется появлению Йоды, потому что для него это возможность убить прославленного джедая; он приветствует противника, с которым жаждет сразиться, и поздравляет его "с Днём империи!". В фильме Палпатин пытается убежать и вступает в бой только тогда, когда не остаётся другого выхода.

Йода отражает молнию Силы Палпатина. Но тогда Сидиус увеличивает свою энергию. Йода сталкивает противника на землю, ударив его физически вместо того, чтобы применить толчок Силы.

Палпатин и Йода переходят к световым мечам. Они активируют оружие, и начинается яростный поединок. В отличие от фильма, в котором показана классическая дуэль двух мастеров, в романе битва представляет собой серию ударов и пинков, к которым примешивается молния Палпатина. Поединок происходит на земле, затем переходит на сенатский подиум, где, как и в фильме, противники бросают друг в друга гондолы. Только в киноверсии они передвигают гондолы с помощью Силы, а в книге один из их использует Силу, а другой — рычаг управления.

В конце дуэли нет взрыва шаровой молнии. Сидиус благополучно перепрыгивает на одну из гондол, и гранд-мастер следует за ним. В этот момент энергия Силы у Йоды "отключена". Палпатин поворачивается и поражает джедая, когда тот ещё находится в воздухе. Йода проваливается на дно сенатской палаты.

Палпатин остался невредим, но он не мог отправиться на поиски Йоды, поскольку спешил на помощь Дарту Вейдеру. Тем не менее, ситх приказал клонам уничтожить здание.

Поединок Оби-Вана и Дарта ВейдераПравить

Anakin vs Obiwan 2

Дарт Вейдер и его бывший учитель, Оби-Ван Кеноби, сражаются на Мустафаре.

Дуэль длится не так долго, как в фильме. Роман более сосредоточен на эмоциях сражающихся, а не на деталях битвы. Книга ставит проблемный вопрос "замены светового меча Оби-Вана": он отнимает у Вейдера меч во время битвы, но затем, когда ситх прижимает его к стене, оба меча на мгновение выскальзывают из рук джедая.

Чувства ВейдераПравить

A36xo

Дарту Вейдеру устанавливают маску.

Книга подробнее раскрывает чувства Энакина, закованного в доспехи, по отношению к себе и к недавним событиям: его отношение к другим людям (например, к Падме и Оби-Вану), его гнев на бывшего учителя, оставившего его умирать. В то время как фильм передаёт лишь переживания Энакина по поводу смерти жены, в романе описаны более глубокие ощущения: раскаяние и сомнения в связи с боязнью потерять не только жену, но и ребёнка.

Следующее поколениеПравить

Vader Sidious

Дарт Вейдер, лишившись всего, сохраняет приверженность своему учителю.

Далее в книге описаны действия, связанные с рождением новых Скайуокеров. В новеллизации немногое было изменено. Точнее сказано о сомнениях Йоды относительно Ордена джедаев, а также о его способности общаться с умершим Квай-Гоном Джинном. Одно малозначительное изменение касается будущего близнецов: Бейл Органа неуверенно просит позволения усыновить Лею, боясь отказа и немного робеет, когда джедаи дают согласие.

КаноничностьПравить

С момента публикации в 2005 году до перезагрузки канона в 2014 году эта книга, как и другие новеллизации, считалась частью Расширенной Вселенной и классифицировалась как C-канон. Однако в 2006 году Мэтью Стовер заявил, что Джордж Лукас был тесно вовлечён в процесс редактирования:

Источник:  The Official Matthew Woodring Stover Discussion Thread на сайте «Jedi Council Forums»

Хотя лично я не наблюдал за этим процессом, я получил от LFL «Месть ситхов» в файле Word с правками мистера Лукаса, который отличался от экземпляров, полученных мной от Сью Ростони, Говарда Роффмана и других сотрудников LFL. Документ был отредактирован весьма обстоятельно: даже отдельные слова были вычеркнуты, а рядом вставлены их предпочтительные альтернативы; некоторые отрыки удалёны;отдельные диалоги заменены диалогами из сценария.Если это не редакторские строки, я не знаю, что это.

Всё, что в этой книге есть, попало в неё по воле мистера Лукаса. В ней также нет ничего из того, что он не хотел бы увидеть.

Ещё до принятия решения в 2014 объявить большинство материалов расширенной вселенной неканоничными некоторые факты в «Войнах клонов» противоречили роману. Например, в новеллизации показано, как Йода разговаривает с призраком Квай-Гона Джинна, казалось бы, впервые, а в шестом сезоне мультсериала Йода вызывает его для помощи в испытаниях пяти жриц.

Появления Править

По типу 
Персонажи Существа Дроиды События Места

Персонажи

Существа

Дроиды

Места

Организации и звания

Разумные расы

Транспортные средства

Оружие и технологии

Другое

КоллекцииПравить

Галерея обложекПравить

СсылкиПравить

Примечания и сноскиПравить

Романы по эпизодам «Звёздных войн»
Трилогия-приквел
«Эпизод I: Скрытая угроза» · «Эпизод II: Атака клонов»
«Эпизод III: Месть ситхов»
Оригинальная трилогия
«Эпизод IV: Новая надежда» · «Эпизод V: Империя наносит ответный удар»
«Эпизод VI: Возвращение джедая»
Трилогия-сиквел
«Эпизод VII: Пробуждение Силы»
Антология
«Изгой-один. Звёздные войны: Истории»
На других языках

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики