ФЭНДОМ

«Джинн всегда делает все по-своему, всегда уверен, что он прав, всегда скептичен, если мы не понимаем его действий. Некоторые считают его серым джедаем».
— Тивокка — Пло Куну (источник)

Серый джедай — термин, который может трактоваться двояко. Во-первых, его использовали джедаи и ситхи для обозначения тех, кто шёл по тонкой грани между тьмой и светом, но не поддавался соблазну тёмной стороны. Во-вторых, так называли джедаев со стремлением к независимым действиям, сторонившихся Высшего Совета и не подчинявшихся Кодексу. Однако, те, кто считались истинными серыми джедаями, обладали всеми перечисленными качествами. Ярким примером последователя этой традиции является Джоли Биндо, бывший падаван и самопровозглашённый серый джедай Старой Республики.

Хотя термин прямо не указывал на адептов, использовавших способности обеих сторон Силы, такая практика была возможной для всех серых джедаев. Термин схож с определением «тёмный джедай» в том, что он мог относиться к любому адепту Силы, не только к джедаю. Например, мистики Восса считались серыми, несмотря на различные взгляды с Орденом джедаев. Ситхи не могли стать серыми по определению: их Орден проповедовал полную преданность тёмной стороне. Также этим термином иногда обозначались неортодоксальные джедаи или диссиденты. Например, Квай-Гон Джинн, один из самых известных серых джедаев, был убеждённым последователем Живой Силы, но отличался независимостью, которая выражалась в несогласии с Советом и оригинальном поведении.

Этот термин появился ещё во времена Старых ситхских войн, когда Высший совет стремился укрепить свою власть и централизовать Орден. Некоторые джедаи чувствовали, что у Ордена нет власти переосмысливать Кодекс, а потому не признали его авторитет и остались преданными исключительно Силе. В Новом Ордене этим термином обозначались традиции Силы, для которых были характерны принципы, отличные от джедайских, но всё же не соответствовавшие идеалам тёмной стороны. К таким организациям можно отнести Дженсаарай и Имперских рыцарей.

История

Великая ситхская война – Холодная война

«Если, в конце концов, мы хотим иметь Совет джедаев, то кое-кто кое-где обязан делать то, что от него требуют!»
— Мастер Врук Ламар, член дантуинского Совета джедаев, позже — член Высшего совета. (источник)
Jolee Bindo KotORCG

Джоли Биндо, серый джедай времен Старой Республики.

В эпоху Старой Республики Орден джедаев был децентрализован, а его академии рассеялись по всей галактике. Также джедаев индивидуально тренировали мастера. Такая децентрализация означала, что для вступления в Орден, обучения и посвящения в рыцари джедаям даже не требовалось посещать галактическую столицу, Корусант. Джедаи того времени отличались упрямством и нежеланием признавать центральную власть, то есть Высший совет.[6]

Однако, в промежутке между началом Великой войны ситхов в 4000 ДБЯ и концом Тёмных войн в 3951 ДБЯ джедаи резко утратили прежнюю мощь. Пока война стремительно поглощала всё новые территории, некоторые джедаи признали необходимость сильного руководства. Совет, включая Врука Ламара и Эйтрис, пересмотрел Кодекс с целью упрочения контроля над Орденом и определения строгих стандартов поведения джедаев. Тем не менее, далеко не все джедаи подчинились новому Кодексу, считая некоторые из его ограничений лишними — в том числе запрет на создание семьи[6], возрастной барьер для начала обучения и полное табу на использование техник Силы, связанных с тёмной стороной.[5] Джедаи-оппозиционеры получили прозвище серых как среди джедаев,[6] так и среди ситхов.[5]

В этот временной период серые джедаи стали ассоциироваться с определённым стилем одежды, примером тому может служить роба Джоли Биндо. Будучи падаваном, Биндо сражался за Галактическую Республику в Великой ситхской войне против лорда Экзара Куна, который стремился положить начало новому Золотому веку ситхов. По окончании войны в 3996 ДБЯ Биндо покинул Орден и стал серым джедаем. В 3956 ДБЯ он вновь принял участие в масштабных галактических событиях, когда присоединился к Ревану в борьбе против Империи Дарта Малака. Своими героическими действиями он заслужил признание Галактической Республики.[1]

Во время Холодной войны между Галактической Республикой и возрождённой Империей ситхов, после подписания Корусантского соглашения в 3653 ДБЯ на планете Восс была обнаружена разумная раса. Обществом воссов, изолированным от внешнего мира в крепости Восс-Ка на вершине горы,[8] руководило тоталитарное правительство в лице так называемых мистиков, которых ситхи и джедаи признали серыми.[2] Направляемые видениями мистиков, воссы веками защищали свою столицу от нападений враждебной расы гормаков, прежде чем заявили о себе галактике, срывая боевые операции как имперцев, так и республиканцев. После этого оба галактических правительства открыли посольства в Восс-Ка. Мистики отказались обучаться у ситхов и джедаев, оставшись верными своим догмам.[8]

Новые войны ситхов — Вторая имперская гражданская война

«Так называемые серые джедаи были с нами с самого начала. Хотя серые придерживаются ортодоксальных взглядов джедаев относительно тёмной стороны, они возмущаются всякий раз, когда дело касается выполнения приказов Совета. Они идут на компромиссы, сглаживают углы и скрывают свои действия от наблюдателей — и всё из-за уверенности в том, что опыт делает их авторитетным источником власти. Они — неконтролируемые индивидуалисты, но могут быть ценными членами Ордена, если убедить их придерживаться установленной иерархии».
Рестелли Квист, джедай-библиотекарь в эпоху Новых ситхских войн (источник)

Вскоре после конца Новых ситхских войн и Руусанской реформы, в 1000 ДБЯ, джедай-библиотекарь Рестелли Квист упомянула серых джедаев в руководстве по тренировкам «Путь джедая». Куист описывала их как индивидуалистов и считала угрозой для обучения джедаев.[9]

Спустя века, во время Гиперпространственной войны Старка в 44 ДБЯ, некоторые джедаи считались серыми из-за трений с Высшим Советом, при этом не все из них экспериментировали с тёмной стороной. Джедай Квай-Гон Джинн часто не соглашался с Советом, поэтому его иногда называли серым. Уверенность в этом выразил мастер-джедай Тивокка,[7] а мастер Оби-Ван Кеноби признавал, что видел в своём учителе характерные черты.[9]

Jensaarai-P157

Дженсаарай-защитник и рыцарь-джедай

Около 19 ДБЯ, под конец Войн клонов, была создана новая секта серых джедаев. Это произошло, когда мастер Нейя Халкион повёл ударную команду на Сусевфи, чтобы сразиться с тёмным джедаем Никкосом Тайрисом и его последователями.[10] Тайрис изучал записи Ларада Нуна, одного из учеников Куна в эпоху Старых войн ситхов.[11] Тайрис и его наиболее ярые сторонники были убиты командой джедаев, но оставались другие члены культа — пережившие атаку или те, о чьём существовании джедаи не знали. Эти выжившие не были способны перевести учения Нуна о техниках тёмной стороны, но зато положили начало уникальной традиции Силы под названием Дженсаарай. Когда пришла к власти Галактическая Империя, некоторые из Дженсаарай предложили свои услуги Императору Палпатину, но были убиты. Из-за этого вся организация ушла в подполье. Они появились вновь в 11 ПБЯ и заключили союз с Новым Орденом джедаев.[10] Хотя Новый Орден был готов принять студентов обретённых союзников в праксеум, их всех считали серыми, несмотря на демонстративное отрицание Дженсаарай этих обвинений.[5] Келбис Ну, дженсаарай, который позже прошёл джедайские тренировки, участвовал в Юужань-вонгской войне в 26 ПБЯ.[12]

После основания Нового ордена джедаев его глава Люк Скайуокер внедрял в его практику значительно более либеральный подход к обучению и жизни, чем подход Старого ордена, однако и он категорически отвергал возможность серой стороны для джедаев Нового ордена. Он полагал, что джедаи не должны воспринимать Силу, словно многоцветие радуги, и компромисса между Светлой и Тёмной сторонами быть не могло.[13]

Вскоре после 41 ПБЯ, когда Джаггед Фел был избран главой государства Галактической Империи,[14] была основана секта адептов Силы, по своему устройству сходная с Орденом джедаев и лояльная к Империи.[15] Члены этой организации были известны как имперские рыцари; Орден джедаев признал их серыми.[3][4] Рыцари служили Империи на протяжении трёх поколений.[15] В течение Ситхо-имперской войны в 127 ПБЯ Император Роан Фел не позволил рыцарям вмешаться в конфликт из страха, что они падут на тёмную сторону Силы,[16] поэтому они служили его личными телохранителями.[17] Когда Дарт Крайт, лидер Единых ситхов, попытался осуществить покушение на Фела, четверо имперских рыцарей отвлекли внимание ситха на себя, позволив Фелу бежать, но сами были убиты.[16]Семью годами позже Император Фел вновь заявил о своём существовании на планете Бастион. Он основал Империю в изгнании и положил начало Второй имперской гражданской войне, в которой Имперские рыцари сыграли важную роль.[18] Они участвовали в покушении на убийство Дарта Крайта на Хад-Аббадоне.[19]

Отношения с Советом

«Если бы вы следовали Кодексу, то уже вошли бы в состав Совета. На этот раз они вас не поддержат».
«Тебе всё ещё предстоит многому научиться, мой юный ученик».
— Оби-Ван Кеноби и Квай-Гон Джинн (источник)

После Великой Ситхской войны лидеры джедаев решили пересмотреть Кодекс. Более консервативное трактование оставляло у многих ощущение отлучённости от Ордена. По их мнению, последних двадцати тысячелетий истории было достаточно для того, чтобы облик джедая сложился окончательно.

Большая часть серых джедаев находилась в натянутых отношениях с Советом, хотя многие намерения и умыслы у них совпадали. Серые джедаи были лояльны Ордену, но их независимая натура часто приводила к конфликтам, в особенности — с наиболее консервативными членами Совета. Они отбросили ограничения по возрасту для начала тренировок с наделёнными Силой и некоторые приложения к запретам, как например, запрет на создание семьи.

Именно эти трения в совокупности с неортодоксальным поведением привели к тому, что джедаи-оппозиционеры стали реже присоединяться к Совету и, тем более, занимать высокопоставленные должности. В итоге, на выборах новых членов Высшего совета предпочтение отдавалось таким ортодоксам, как Старая стража. Известно, что в своё время Дуку и Квай-Гон Джинн были сильными и уважаемыми мастерами-джедаями, но оба всё больше отстранялись от Совета после каждой встречи с ним. Дуку никогда не заседал в Совете, в отличие от своего друга Сайфо-Диаса. Джинну дважды предлагали стать советником: в первый раз он отказался в пользу Пло Куна, а во второй его кандидатура была отклонена по настоянию Мейса Винду ради Ки-Ади-Мунди. Оба избранных в Совет джедая придерживались более традиционных взглядов, чем Квай-Гон.[20]

Организации

Мистики Восса

Blue Glass Arrow Основная статья: Мистики Восса
Voss male

Мистик Восса

«Последний из гормаков не должен умереть…»
— Постановление, подписанное после пророчества мистиков Восса (источник)

Мистики Восса являлись тоталитарными лидерами расы восс с одноимённой планеты в системе Восс. Этот орден адептов Силы был стар, как сама Галактическая Республика.[2] Будучи провидцами и целителями, мистики защищали Восс от технологически развитой расы гормаков,[8] которые считали уничтожение воссов необходимым для своего процветания.[21] Мистики Восса вошли в контакт с Галактической Республикой и Империей ситхов вскоре после Великой галактической войны и Корусантского соглашения, подписанного в 3653 ДБЯ.[2]

Мистики сумели объективно оценить обманчивое учение ситхов, но всё же считались опасными среди джедаев.[2] Их не заинтересовали учения обоих орденов,[8] так что они были признаны серыми. У мистиков существовало принципиально иное понимание Силы и вера в свою избранность. Хотя их власть являлась тоталитарной, среди подданных непогрешимость мистиков стояла наравне с безошибочностью их видений. Несмотря на то, что они не могли управлять частотой и временем появления пророчеств, их приказы выполнялись беспрекословно, а общество восс было по большей части счастливо под их правлением.[2]

Дженсаарай

Blue Glass Arrow Основная статья: Дженсаарай
Jensaarai

Саараи-кар Дженсаарай

«Мы не злые.»
«Нет, дженсаарай не злые, но и не вполне добрые.»
— Саараи-кар и Люк Скайуокер (источник)

Дженсаарай были орденом адептов Силы из системы Суарби, появившимся во время Войн Клонов на основании учений Ларада Нуна, жившего в эпоху Старых ситхских войн.[11] Философию организации сформировал падший джедай Никкос Тайрис. Она представляла из себя смесь учений ситхов и джедаев, но проповедовала идею противостояния соблазнам тёмной стороны, а в физические тренировки входило освоение преимущественно защитных техник и тактики ведения боя. После гибели Тайриса от рук джедая Нейи Халкиона, женщина, унаследовавшая титул саараи-каара, не смогла расшифровать наиболее важные ситхские записи, которые изучал её предшественник. Саараи-каар поведала своим братьям по ордену всё, что знала, подчёркивая важность защиты сообщества и избежания конфронтации. Таким образом она невольно отлучила Дженсаарай от тьмы. Поначалу саараи-кар противостояла джедаям, считая их агрессивной внешней угрозой из-за действий ударной команды Халкиона. Однако, после падения Галактической Империи Дженсаарай заключил мир с Новым Орденом джедаев[10] и даже отправлял своих студентов в праксеум мастера Люка Скайуокера на Явине 4.[12] Они всё ещё считались серыми джедаями — как среди ситхов, так и непосредственно среди джедаев — из-за деятельности некоторых членов ордена, но сами дженсаарай отклоняли эти обвинения.[5]

Имперские рыцари

Blue Glass Arrow Основная статья: Имперские рыцари
Legacy6cover2

Имперские рыцари были признаны Новым Орденом джедаев серыми джедаями.

«Как имперские рыцари мы подчиняемся Императору, но только пока он служит светлой стороне Силы».
— Ганнер Криг, имперский рыцарь (источник)

Имперские рыцари были орденом адептов Силы, лояльных к правителю Империи Фела. Они полностью обучались путям Силы, но при этом отклоняли её тёмную сторону,[3] в отличие от других подобных организаций Галактической Империи Палпатина.[22] От джедаев, веривших в необходимость медитации и самопознания, рыцари отличались прагматичным взглядом на Силу. Для имперского рыцаря Сила была могущественным инструментом, который требовал к себе внимания и уважения.[17] Хотя рыцари не придерживались тёмной стороны, они также не были истинными служителями света, поэтому Орден джедаев рассматривал их как серых.[4] Во время Второй имперской гражданской войны в 137 ПБЯ рыцари заключили союз с Осколком Галактического Альянса [23] и Советом джедаев против Галактической Империи Дарта Крайта.[24]

Появления

Ico photo В Вукипедии есть коллекция изображений, связанных с серыми джедаями.

Источники

Сноски

На других языках